На главную      Контакты     Карта сайта





Рассылки Subscribe.Ru
Создаем уютный дом, узнавая секреты от профессионалов
Подписаться письмом

Сочетание формы и цвета. Или как цвет подчеркивает форму.

Цвета и формы окружают нас всегда и везде. Именно им принадлежит заслуга в формировании нашего восприятия этого мира. Наверно поэтому вопрос, что первично и, следовательно, что больше на нас влияет – цвет или форма, занимает умы пытливых исследователей, художников и ученых с самых древних времен. И цвету и форме всегда придавали различные символические значения, многие эксперименты подтвердили, что психофизиологическое состояние человека может изменяться в зависимости от того, на что он смотрит и что его окружает.

Но, вернемся к вопросу о том, что, цвет или форма, влияет на нас больше и как при этом они влияют друг на друга. Будем опираться на исследования и эксперименты не очень давние, проведенные в разные десятилетия 20-го века, как со взрослыми, так и с детьми, учеными в разных областях науки З.М. Богуславской, Е.А. Лупенко, В. М. Коган, А. Тхостовым и другими. Вдаваться в подробности проведения этих исследований сейчас не будем, приведем только выводы, к которым пришли ученые в результате своих изысканий.

Во-первых, в ситуации дефицита времени, человек в окружающем пространстве или при работе с предметами, прежде всего, ориентируется на цвет. То есть именно цвет оказывает на нас первичное влияние, и сразу формирует наше отношение к тому, на что мы смотрим. И только если у нас есть достаточно времени, чтобы рассмотреть предмет или окружение, мы обращаем внимание на форму. При этом формы также несут в себе психо-эмоциональное воздействие и способны изменять физиологическое состояние человека.

Второй важный вывод, который следует из многочисленных исследований – цвет и форма могут как усиливать друг друга, то есть подчеркивать свои изначальные свойства, так и ослаблять или вступать в противоречие друг с другом. Особенно это касается предметов или вещей, к символическим значениям которых мы привыкли. Многие оптические (или зрительные) иллюзии, которые вводят нас в заблуждение, основаны на сочетании не сочетаемых форм и цветов.

Сочетание цвета и формы

Художник В. Кандинский, который внес огромный вклад в изучение цвета, писал: «Некоторые краски подслуживают в своем воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, желтый в треугольнике), краски, склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своем воздействии круглыми формами (например, синее в круге).

И.Иттен, художник и преподаватель в знаменитой школе Баухаус (в которой учились очень многие известные художники и архитекторы), установил ассоциативные связи между формами и соответствующими им цветами таким образом:

Цвет и формаКвадрату, который символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение, соответствует красный цвет, как цвет всего материального. Тяжесть и непрозрачность насыщенного красного цвета хорошо согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. К квадратным можно отнести все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, например, крест, прямоугольник, меандр и так далее. Но следует иметь в виду, что чем более вытянут (особенно вверх) прямоугольник, тем неустойчивее он становится, и, следовательно, тем более он теряет связь с чисто красным цветом.

Треугольнику, чьи острые углы придают ему невесомый характер и символизируют острый ум, соответствует излучающий себя во все стороны желтый цвет. К треугольным можно отнести все формы диагонального характера, например, ромбы, зигзаги и так далее. И опять же надо смотреть насколько формы удаляются от треугольника и приближаются к другим формам, а значит и цветам.

Кругу, как символу вечного движения духа, соответствует поглощающий и одновременно бесконечный глубокий синий цвет. К круглым относятся все волнообразные формы.

Для цветов второго порядка формы подбираются на основе сочетание цветов и форм первого порядка. То есть для оранжевого цвета подходит трапеция, как сочетание квадрата и треугольника, или красного и желтого. Зеленому цвету соответствует сферический треугольник: синий плюс желтый, или круг плюс треугольник. Фиолетовому цвету подходит эллипс: синий плюс красный, или круг плюс квадрат.

Зная закономерное соответствие формы цвету, можно строить свой интерьер, согласовывая в своей выразительности цвета и формы, чтобы усилить их воздействие. А можно наоборот цветами сглаживать формы и достигать более спокойного зрительного впечатления. И если главное значение в вашем интерьере придается формам, то и цветовое решение должно отталкиваться от этих форм. И наоборот, если в своем замысле Вы идете от цвета, то в композиции интерьера формы должны быть подчинены цвету.

Автор: Рахманова Елена
Дата публикации статьи: 21 апреля 2011 г.
Пожалуйста, уважайте авторские права. Соблюдайте условия перепечатки материалов.

 

Поделиться с друзьями:
Добавить в Twitter   Поделиться на Facebook   Поделиться на ВКонтакте   Поделиться на Одноклассники.ru   Опубликовать на livejournal.com   Поделиться на Моём Мире   Google Buzz  Опубликовать на blogger.com   Добавить на FriendFeed   Поделиться на Linkedin   Отправить другу на Email   Поделиться на Google

 




Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru